
НОУ объединяет одаренных детей на всех уровнях обучения. В начальных классах эти дети уже создают свои исследовательские проекты. Растут дети и с ними увеличивается сложность новых исследований.
Иллюстрирует эту деятельность участие в конкурсах проектов, конференциях различного уровня: традиционная школьная конференция проектных работ «Первые шаги» для уч-ся начальных классов. Школьная научно – практическая конференция по биологии, экологии, физике, психологии, лингвистике и др. наукам; Открытый районный конкурс научно – исследовательских и реферативных работ учащихся «Наука, творчество, исследования: взгляд школьника». Областном форуме интеллектуального и научно – технического творчества молодежи «Шаг в будущее» (г. Верхний Уфалей), Всероссийский Конкурс исследовательских работ им. Д.И. Менделеева (г. Москва) Всероссийском форуме интеллектуального и научно – технического творчества молодежи «Шаг в будущее» (г. Москва), Всероссийский фестиваль научных работ школьников «Леонардо» (г. Москва).
Уже несколько лет подряд на всех этих мероприятиях наша дети демонстрируют свои исследовательские проекты и занимают призовые места.
Большинство ребят быстро определяются с направлением исследования, и в будущем выбирают специальность, близкую ему. Но есть и такие, которым интересно попробовать себя в разных секциях. И такая возможность тоже есть.
Последние два года показали, что родители тоже заинтересованы, они стали осознавать реальную пользу проектной деятельности, стали оказывать моральную и материальную поддержку, что улучшило результаты. Дипломы за призовые места в научно-исследовательских конференциях – это реальные дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Именно так поступила на бюджет Виктория Кетлер – победитель Всероссийской конференции «Шаг в будущее — 2017». Исследовательская проектная деятельность очень влияет на личностное развитие и профессиональную ориентацию школьника.
Выпускники неоднократно отмечали, что опыт учебных исследований очень пригодился при обучении в ВУЗе, написание курсовых работ не вызывает затруднений. К тому же у ребят появляются новые перспективы.
Соколов Дмитрий – получил Свидетельство кандидата в состав Национальной делегации российской делегации для участия в Международной научной выставке «ЭКСПО-НАУКА» 2019, а Финтисов Дмитрий – приглашен пройти курс обучения в мастер-классах научной школы-семинара «Академия юных», под руководством ведущих российских ученных.
- Общие положения.
Научное общество учащихся (НОУ) — добровольное объединение учащихся и педагогов, деятельность которого направлена на совершенствование знаний членов общества в определенных областях науки, искусства, развитие интеллекта, познавательных интересов и креативных способностей личности, приобретение навыков научно-исследовательской работы.
Целесообразность деятельности НОУ обусловлена решением противоречий между:
- необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
- уровнем заданий районных и областных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУНами школьников за пределами учебных программ;
- стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею.
- Задачи НОУ
- Создание условий для реализации познавательных интересов учащихся.
- Ознакомление учащихся с методами и приемами научных исследований и использование их в практической деятельности.
- Развитие творческих способностей учащихся.
- Формирование понимания ценностей научных знаний для каждого человека и общества в целом.
- Пропаганда достижений мировой и отечественной науки.
- Выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных школьников;
- Содействие профессионально – ориентированному образованию учащихся;
- Личностное самоопределение старшеклассников в процессе овладения навыками самостоятельной научно – исследовательской работы.
- Направления работы НОУ
Деятельность НОУ может осуществляться по следующим направлениям:
- Подготовка к участию в научных конференциях и олимпиадах разного уровня, интеллектуальных турнирах, играх и др.
- Выполнение индивидуальных исследовательских работ по разной тематике.
- Организация школьных научно-практических конференций, олимпиад, круглых столов, семинаров, диспутов, конкурсов, викторин, выставок и т.п.
- Сотрудничество с ВУЗами и другими структурами, осуществляющими научно-методическую поддержку деятельности НОУ (Институт Агроэкологии).
В рамках деятельности НОУ могут работать следующие секции:
- Секция №1 «Экология и биология»
- Секция № 2 «Психология»
- Секция № 3 « История и обществознание»
- Секция № 4 «Этнография и краеведение»
- Секция № 5 «Химия»
- Секция № 6 «География»
- Секция № 7 «Филология и лингвистика»
- Секция № 8 «Физика»
- Секция № 9 «Информационные технологии и программирование»
- Секция № 10 «Технология, мода и дизайн»
- Секция № 11 «Реферативные и проектные работы в начальной школе»
- Участники НОУ.
Участниками НОУ являются учащиеся 2-11 классов МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1», изъявившие желание работать в НОУ и проявившие при этом склонность к научной деятельности, а также учителя школы, родители, студенты вузов, ученые. При этом все участники делятся на 3 группы:
1 группа – 2-4 класс: реферативная деятельность, проекты по разным учебным предметам.
2 группа – 5-8 класс: проектная работа по учебным предметам (за рамками школьной программы), учебно – исследовательская деятельность.
3 группа – 9-11 класс: исследовательские работы (за рамками школьной программы и по направлениям вне школьной программы).
- Итоговая конференция НОУ.
По итогам работы секций в конце учебного года (апрель-май) при поддержке администрации школы проводится итоговая научно – практическая конференция (отдельно для начальной школы и для 5-11 классов).
К участию в конференции допускаются учащиеся, активно участвующие в работе научных секций и получившие разрешение научного руководителя на участие в школьной научной конференции.
На конференцию могут быть представлены работы реферативного (для начальной школы), проектного и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе не более 2-х учащихся в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами.
Научная работа должна быть:
— исследовательской;
— актуальной;
— иметь практическую значимость.
В работе должны быть следующие составляющие:
— определены цели;
— поставлены задачи;
— намечены пути их решения;
— определена актуальность исследования;
— проанализированы источники.
Работа должна быть отпечатана на стандартных листах А4 на одной стороне листа, Шрифт Times New Roman 14 кегль, интервал одинарный, иметь список используемой литературы, титульный лист; объем не должен превышать 15 листов (без приложения); поля: слева 3 см., справа 1 см, сверху и снизу по 2 см
Структура работы включает следующие разделы:
Введение: обзор литературы, актуальность исследования, цель и задачи, методы.
Основная часть: теоретическая база и исследовательская часть.
Заключение: выводы по всей работе, практические рекомендации.
Список литературы: согласно ГОСТу
Приложение: таблицы, рисунки, схемы.
Критерии для рецензирования и оценки защиты исследовательских работ
№ п\п | Критерий | Максимальный балл |
1 | Использование знаний вне школьной программы | 15 |
2 | Научное и практическое значение результатов работы | 15 |
3 | Новизна работы | 10 |
4 | Достоверность результатов | 10 |
5 | Использование научных фактов в работе | 10 |
6 | Знакомство с современным состоянием проблемы | 5 |
7 | Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой | 5 |
8 | Цель работы | 10 |
9 | Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления | 10 |
10 | Структура работы (имеются введение, постановка задач, основное содержание, выводы, список литературы) | 10 |
ИТОГО | 100 |
Защита работ.
Защита не превышает 10 минут и может включать:
- доклад,
- демонстрацию эксперимента,
- техническое сопровождение,
- обсуждение проблемы, ответы на вопросы.
При защите коллективной работы каждый из авторов выступает и представляет собственный вклад в исследование.
Определение и награждение победителей.
Лучшие работы определяются экспертами по итогам публичных выступлений в соответствии с критериями.
Авторы лучших работ награждаются дипломами 1,2,3 степени. Победители направляются для участия в научных конференциях областного и регионального уровня.
Все молодые ученые получают свидетельства участников конференции.
Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.
Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.
- Планирование и контроль работы научного общества учащихся
План научного общества учащихся составляется руководителем (куратор) НОУ, согласовывается с руководителями секций и утверждается на Общем собрании НОУ в начале учебного года.
По итогам работы за год руководитель НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (кружков), выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.
Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет администрация школы.
Руководитель НОУ — Финтисова А.Г.