Научное общество учащихся

НОУ объединяет одаренных детей на всех уровнях обучения. В начальных классах эти дети уже создают свои исследовательские проекты. Растут дети и с ними увеличивается сложность новых исследований.

Иллюстрирует эту деятельность участие в конкурсах проектов, конференциях различного уровня: традиционная школьная конференция проектных работ «Первые шаги» для уч-ся начальных классов. Школьная научно – практическая конференция по биологии, экологии, физике, психологии, лингвистике и др. наукам; Открытый районный конкурс научно – исследовательских и реферативных работ учащихся «Наука, творчество, исследования: взгляд школьника». Областном форуме интеллектуального и научно – технического творчества молодежи «Шаг в будущее» (г. Верхний Уфалей), Всероссийский Конкурс исследовательских работ им. Д.И. Менделеева  (г. Москва) Всероссийском форуме интеллектуального и научно – технического творчества молодежи «Шаг в будущее» (г. Москва), Всероссийский фестиваль научных работ школьников «Леонардо» (г. Москва).

Уже несколько лет подряд на всех этих мероприятиях наша дети демонстрируют свои исследовательские проекты и занимают призовые места.

Большинство ребят быстро определяются с направлением исследования, и в будущем выбирают специальность, близкую ему. Но есть и такие, которым интересно попробовать себя в разных секциях. И такая возможность тоже есть.

Последние два года показали, что родители тоже заинтересованы, они  стали осознавать реальную пользу проектной деятельности,  стали оказывать моральную и материальную поддержку, что улучшило результаты. Дипломы за призовые места в научно-исследовательских конференциях – это реальные дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ. Именно так поступила на бюджет Виктория Кетлер – победитель Всероссийской конференции «Шаг в будущее — 2017». Исследовательская проектная деятельность очень влияет на личностное развитие и профессиональную ориентацию школьника.

 Выпускники неоднократно отмечали, что опыт учебных исследований очень пригодился при обучении в ВУЗе, написание курсовых работ не вызывает затруднений. К тому же у ребят появляются новые перспективы. 

Соколов Дмитрий – получил Свидетельство кандидата в состав Национальной делегации российской делегации для участия в Международной научной выставке «ЭКСПО-НАУКА» 2019, а Финтисов Дмитрий – приглашен пройти курс обучения в мастер-классах научной школы-семинара «Академия юных», под руководством ведущих российских ученных.

  1. Общие положения.

Научное общество учащихся (НОУ) — добровольное объединение учащихся и педагогов, деятельность которого направлена на совершенствование знаний членов общества в определенных областях науки, искусства, развитие интеллекта, познавательных интересов и креативных способностей личности, приобретение навыков научно-исследовательской работы.

Целесообразность деятельности  НОУ обусловлена решением противоречий между:

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и областных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУНами школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею.
  1. Задачи НОУ
  • Создание условий для реализации познавательных интересов учащихся.
  • Ознакомление учащихся с методами и приемами научных исследований и использование их в практической деятельности.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Формирование понимания ценностей научных знаний для каждого человека и общества в целом.
  • Пропаганда достижений мировой и отечественной науки.
  • Выявление и поддержка интеллектуально и творчески одаренных школьников;
  • Содействие профессионально – ориентированному образованию учащихся;
  • Личностное самоопределение старшеклассников в процессе овладения навыками самостоятельной научно – исследовательской работы.
  1. Направления работы НОУ

Деятельность НОУ может осуществляться по следующим направлениям:

  1. Подготовка к участию в научных конференциях и олимпиадах разного уровня, интеллектуальных турнирах, играх и др.
  2. Выполнение индивидуальных исследовательских работ по разной тематике.
  3. Организация школьных научно-практических конференций, олимпиад, круглых столов, семинаров, диспутов, конкурсов, викторин, выставок и т.п.
  4. Сотрудничество с ВУЗами и другими структурами, осуществляющими научно-методическую поддержку деятельности НОУ (Институт Агроэкологии).

В рамках деятельности НОУ могут работать следующие секции:

  1. Секция №1 «Экология и биология»
  2. Секция № 2 «Психология»
  3. Секция № 3 « История и обществознание»
  4. Секция № 4 «Этнография и краеведение»
  5. Секция № 5 «Химия»
  6. Секция № 6 «География»
  7. Секция № 7 «Филология и лингвистика»
  8. Секция № 8 «Физика»
  9. Секция № 9 «Информационные технологии и программирование»
  10. Секция № 10 «Технология, мода и дизайн»
  11. Секция № 11 «Реферативные и проектные работы в начальной школе»
  1. Участники НОУ.

Участниками НОУ являются учащиеся 2-11 классов МОУ «Миасская средняя общеобразовательная школа № 1», изъявившие желание работать в НОУ и проявившие при этом склонность к научной деятельности, а также учителя школы, родители, студенты вузов, ученые. При этом все участники делятся на 3 группы:

1 группа – 2-4 класс: реферативная деятельность, проекты по разным учебным предметам.

2 группа – 5-8 класс: проектная работа по учебным предметам (за рамками школьной программы), учебно – исследовательская деятельность.

3 группа – 9-11 класс: исследовательские работы (за рамками школьной программы и по направлениям вне школьной программы).

  1. Итоговая конференция НОУ.

По итогам работы секций в конце учебного года (апрель-май) при поддержке администрации школы проводится  итоговая научно – практическая конференция (отдельно для начальной школы и для 5-11 классов).

К участию в конференции допускаются учащиеся, ак­тивно участвующие в работе научных секций и получившие разрешение научного руководителя на участие в школьной научной конференции. 

На конференцию могут быть представлены работы реферативного (для начальной школы), проектного и ис­следовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе не более 2-х учащихся в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, рисунками, чертежами, схемами.

Научная работа должна быть:

—         исследовательской;

—           актуальной;

—           иметь практическую значимость.

В работе должны быть следующие составляющие:

—         определены цели;

—          поставлены задачи;

—          намечены пути их решения;

—           определена актуальность исследования;

—          проанализированы источники.

 Работа должна быть отпечатана на стандартных листах А4  на одной стороне листа, Шрифт Times New Roman 14 кегль, интервал одинарный, иметь список используемой литературы, титульный лист; объем не должен превышать 15 листов (без приложения); поля: слева 3 см., справа 1 см, сверху и снизу по 2 см

Структура работы включает следующие разделы:

Введение: обзор литературы, актуальность исследования, цель и задачи, методы.

Основная часть: теоретическая база и исследовательская часть.

Заключение: выводы по всей работе, практические рекомендации.

Список литературы: согласно ГОСТу

Приложение: таблицы, рисунки, схемы.

Критерии для рецензирования  и оценки  защиты исследовательских работ

№ п\п

Критерий

Максимальный балл

1

Использование знаний вне школьной программы

15

2

Научное и практическое значение результатов работы

15

3

Новизна работы

10

4

Достоверность результатов

10

5

Использование научных фактов в работе

10

6

Знакомство с современным состоянием проблемы

5

7

Полнота цитируемой литературы, ссылки на ученых и исследователей, занимающихся данной проблемой

5

8

Цель работы

10

9

Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления

10

10

Структура работы (имеются введение, постановка задач, основное содержание, выводы, список литературы)

10

ИТОГО

100

Защита работ.

Защита  не превышает 10 минут и  может включать:

  • доклад,
  • демонстрацию эксперимента,
  • техническое сопровождение,
  • обсуждение проблемы, ответы на вопросы.

При защите коллективной работы каждый из авторов выступает и представляет собственный вклад в исследование.

Определение  и награждение  победителей.

Лучшие работы определяются экспертами по итогам публичных выступлений  в соответствии с критериями.

Авторы лучших работ награждаются дипломами 1,2,3 степени. Победители  направляются для участия  в научных конференциях областного и регионального уровня.

 Все молодые ученые  получают свидетельства участников конференции.

     Ученик, получивший высокую оценку своей научной деятельности, получает дополнительный балл по учебному предмету, с которым связана тема его научной работы.

    Педагог – руководитель научной работы учащегося, которая получила высокую оценку, имеет право на материальное вознаграждение.

  1. Планирование и контроль работы научного общества учащихся

План научного общества учащихся составляется руководителем (куратор) НОУ, согласовывается с руководителями секций и утверждается  на Общем собрании НОУ в  начале учебного года.

            По итогам работы за год руководитель НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (кружков), выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.

Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет администрация школы.

Руководитель НОУ — Финтисова А.Г.