Физика и астрономия

http://www.fizika.ru/  — физика

http://www.phizik.cjb.net/ — физика представляет

http://school.holm.ru/predmet/phisic/  – коллекция ссылок по физике на сервер «Школьный мир»

http://www.convert-me.com/.ru/ — интерактивный калькулятор измерений

http://www.irnet.ru/olezhka2/wnuclear.shtml   – ядерная физика и строение Солнца

Химия 

http://cnit.ssau.ru/organics/index.htm

— органическая химия

http://www.informika.ru/text/database/chemy/START.html — база данных по химии

http://www.chem.msu.su – страницы химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова

География

http://www.kulichki.com/travel/ — виртуальные путешествия

http://montaro.newmail.ru/ — горы земного шара

http://www.countres.ru/ — информационно-справочный портал «Страны мира»

http://nakarte.ru – Карта России и политическая карта мира

http://center.fio.ru/som/subject.asp?id=10000144 – сайт сетевого объединения методистов Московского центра Интернет-образования

http://www.abratsev.narod.ru/ — информационные ресурсы по биологии, гидрологии, метеорологии и изобразительному искусству

http://adventure.hut.ru/general/ — мир путешествий и приключений. Планета Земля

http://www.rgo.ru/cgi-bin/index.cgi — географический портал «Планета Земля – региональное географическое объединение»

http://www.ipk.edu.yar.ru:8101/resource/distant/geographic/index.html— дистанционная поддержка учителей географии и экономики

http://mega.km.ru/bes_98/content.asp?rubr=68 – география в Большом энциклопедическом словаре

http://schools.techno.ru/szo/vmoug — сайт профессионального сообщества учителей географии (ВМОУГ)

http://geo2000.nm.ru/index1.htm — справочные сведения в области  географии

Биология

http://nature.ok.ru/ — редкие и исчезающие животные России

История

http://grandwar.kulichki.net – рассказы о военных конфликтах Российской империи

http://www.history.ru/histr.htm — ресурсы WWW по истории России

Искусство

http://www.gif.ru/ — искусство России

http://www.museum.ru/ — музеи России

http://www.museum.ru/gmii/ — Государственный музей изобразительного искусства им. А. С. Пушкина

http://www.hermitage.ru/ — Государственный Эрмитаж

http://www.arthistory.ru/ — виртуальная энциклопедия изобразительного искусства

Русский язык и литература

http://www.yamal.org/ook/ — опорный орфографический компакт

Иностранный язык

http://www.english.language.ru/ — английский язык on-line

http://www.study.ru/ — английский язык: ресурсы Интернета

http://www.anriintern.com/indlanguadge.php — сервер бесплатного дистанционного образования. Иностранный язык

http://deutsch.holm.ru/index.html — немецкий язык: ресурсы Интернета

СОДЕРЖАНИЕ:

1.      Образовательные ресурсы

2.      Электронные СМИ для школьников и педагогов

3.      Интернет-ресурсы по психологии

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Арт Город  http://www.artcitiez.com

Форум «Арт Город» — масштабный социокультурный проект, в рамках которого проводятся Международный конкурс детского рисунка на лучшую открытку «Арт Город», международный детский фестиваль, благотворительные аукционы и выставки, главная цель которых — популяризация детского творчества.

Викторины сказочные http://skazvikt.ucoz.ru/

Сказочные викторины и конкурсы помогут вам весело и с пользой провести время. Они могут быть использованы вами при проведении домашних праздников, а также в детских садах и школах. Литературные детские журналы. Путеводитель. Сообщество det_magazines в содружестве и при поддержке kid_home_lib составило каталог детских литературных журналов. В каталог входят как издающиеся журналы (раздел №1), так и прекратившие свое существование, но не менее любимые (раздел №2).

Гогуль http://gogul.tv/1/

Гогуль – детский браузер, проводник в мир Интернета, специально разработанный для детей, их родителей и воспитателей. В недрах Интернета содержится огромный массив информации, способной оказать влияние как позитивное, так и негативное на становление личности ребенка. Интернет – своеобразное отражение окружающего нас мира, который богат сокровищами, но, увы, не избавлен от безобразий и уродств. Детский браузер Гогуль — инструмент конкретного воплощения этого вашего решения, обеспечит контроль посещения ребёнком сайтов в Интернете.

Дневник.ру http://www.dnevnik.ru

Уникальный школьный Интернет-проект, целью которого является создание единой информационной и образовательной сети для учителей, учеников и их родителей. «Дневник.ру» — это бесплатный, некоммерческим, успешно протестированный проект в ряде лучших школ Санкт-Петербурга.

Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России http://www.dnkrus.ru

Интернет-проект «Национальная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России»». Главная цель Программы – возрождение духовности населения России, и в первую очередь — детей и молодежи. Добиться этого можно через создание государственно-общественного механизма приобщения подрастающего поколения к отечественным культурно-историческим и духовно-нравственным традициям. Попечительский совет Программы, в который входят известные ученые, государственные и общественные деятели, представители гуманитарных профессий, духовенства и деловых кругов, возглавляет Светлана Владимировна Медведева.

Мониторинг качества образования. НПООО «Инис-софт» предлагает серию программных комплексов «Школьный наставник», являющийся основой автоматизированной системы управления качеством предметных знаний школьников, которая строится на точной диагностике пробелов знаний учеников и позволяет организовать эффективную коррекцию по индивидуальному образовательному маршруту, предоставляя преподавателям разнообразные данные об усвоении учебного материала.

 

Информационные технологии в образовании  http://www.ito.su

ИТО — Конференция-выставка «Информационные технологии в образовании». ИТО — Постоянно действующий информационно-коммуникационный комплекс.

Информация для всех http://www.ifapcom.ru

Российский комитет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех». Программа «Информация для всех» — единственная межправительственная программа, целиком направленная на продвижение всеобщего доступа к информации и знаниям в интересах развития.

Испытай себя http://www.kokch.kts.ru

Образовательные тесты по школьной программе, тест на оригинальность, игры по школьным предметам на русском и английском языках. Возможность получения электронного сертификата.

Книги для образования (КДО) http://books4edu.ru/

Совместный проект Русской школьной библиотечной ассоциации, компании «Март», Российской книжной палаты и Ассоциации книгораспространителей независимых государств. Интернет-ресурс проекта предоставляет школам возможность приобрести учебную литературу непосредственно у издательства или у его официального дилера.

 

Менеджер образования http://www.menobr.ru

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» разработал и поддерживает федеральный портал «Менеджер образования». Портал призван помочь руководителям образовательных учреждений в поиске информационных ресурсов, необходимых при принятии эффективных управленческих решений. Это информационный ресурс  для тех, кто хочет стать профессионалом в управлении школой, интересуется современными тенденциями сферы образование и активно работает в этой области. Информация систематизирована по трем направлениям: Административно-хозяйственная деятельность, Финансирование образования, Учебно-методическая работа. Еженедельно обновляется раздел «Локальные акты».

Образование для детей  http://www.edukids.ru

Поступление в ВУЗ — целая эпоха в жизни каждого человека. Тому, кто прошел через это, не надо объяснять все сложности и неожиданности этого процесса. Информационный портал, созданный в целях помощи абитуриентам и их родителям, а также всем, кто интересуется дальнейшим образованием в России и за ее пределами, сделать правильный выбор, разобраться в потоке обширной информации о вузах, о новых специальностях и возможностях применения полученного образования на рынке труда.

Олимпиады для школьников http://www.mccme.ru/olympiads/index.htm

Информация об олимпиадах и других мероприятиях для школьников (объявления о предстоящих мероприятиях, условия и решения задач, результаты). Также есть архивы мероприятий прошлых лет и ссылки на другие страницы Интернет, содержащие перечисленную информацию.

Открытый класс http://www.openclass.ru/

Проект создается в рамках государственного контракта «Создание и развитие социально-педагогических сообществ в сети Интернет (учителей, социальных педагогов, психологов, социальных работников, методистов, преподавателей системы дополнительного образования и родителей), ориентированных на обучение и воспитание учащихся на старшей ступени общего образования».

Планета школ http://www.planetashkol.ru

Интернет-проект, основной целью которого является виртуальное общение между поколениями. Неформальная обстановка сайта позволяет избежать эффекта родительской опеки. Здесь школьник может высказаться и получить советы от своих ровесников и единомышленников.

Ресурсы образования  http://www.resobr.ru

Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования» входит в состав ЗАО «МЦФЭР» — крупного российского издательства, выпускающего литературу для профессионалов в сфере бухгалтерского учета, налогообложения, права, менеджмента, управления персоналом, делопроизводства, образования, организации здравоохранения и фармации и некоторых других. Информационный центр выпускает ежемесячные журналы и диски для директора школы и его заместителей, классного руководителя: Справочник руководителя образовательного учреждения, Нормативные документы образовательного учреждения, Справочник заместителя директора школы, Управление начальной школой, Справочник классного руководителя, Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах, Шаблоны документов образовательного учреждения. Рыба-диск, Методическая поддержка заместителя директора школы. Рыба-диск, Школьный калькулятор. Журналы и компакт-диски центра – надежная информационная поддержка руководителей и специалистов учреждений дошкольного, общего среднего и начального профессионального образования.

 

Российское образование http://www.edu.ru/index.php

Портал «Российское образование» был создан в 2002 году в рамках проекта «Создание первой очереди системы федеральных образовательных порталов» ФЦП «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001-2005 годы) — (ФЦП РЕОИС).

Система федеральных образовательных порталов — страница Федерального портала «Российское образование» , на которой содержится перечень и ссылки на Базовые федеральные образовательные порталы Российской Федерации.

Справочник заместителя директора школы http://www.zam.resobr.ru

Информационный ресурс, созданный информационным центром МЦФЭР. Информационный ресурс для обеспечения гарантии качества учебной и методической работы. Инновации в организации учебной деятельности. Современные образовательные технологии. Контроль качества образования. Психологическое сопровождение обучающихся и педагогов. Дополнительное образование детей в ОУ. Анализ школьных конфликтов. Нормативное сопровождение учебного процесса. На сайте доступен архив журнала и анонсы свежих номеров.

Справочник руководителя образовательного учреждения http://www.edu.resobr.ru

Специализированный журнал для директора школы. Готовые решения административно-хозяйственных и организационных задач. Все материалы подбираются с учетом годовой циклограммы деятельности ОУ. Квалифицированная юридическая помощь, новые нормативные документы с комментариями разработчиков. На сайте доступен архив журнала и анонсы свежих номеров.

Технологии управляемого хаоса http://controlchaostech.com

Российская компания «Controlling Chaos Technologies» (Технологии управляемого хаоса). Компания занимается в сотрудничестве с институтами академии наук разработкой новых алгоритмов поиска и анализа текстовой и графической информации. Эти алгоритмы затем используются при разработке различных программных продуктов для: создания архивов электронных документов, подготовке электронных изданий на CD и DVD, анализа и фильтрации Интернет-контента, поиска и распознавания лиц на цифровых фотографиях и в видеопотоке, а так же разработкой программного обеспечения на заказ.

ТЫРНЕТ http://www.tirnet.ru

Интернет-портал – Детский Интернет адаптирован для детей младшего возраста и их родителей, а также для подростков; он дает возможность не только играть, но и обучаться программированию в инновационной компьютерной среде Скретч; создавать компьютерные игры, ориентированные на самых маленьких пользователей; активно занимается проблемой качества компьютерных игр и сайтов для детей.

Умники и умницы http://www.umniki.ru/

Интернет-проект для умных. Здесь Вы можете задавать любые вопросы автору и ведущему передачи «Умницы и Умники» и получить ответ от него лично.

Учебники Москвы http://textbook.keldysh.ru

Созданная по заказу Московского комитета образования система информационно-методического обеспечения учреждений образования Москвы. Имеется база данных учебной литературы, а также методические материалы, подготовленные Московским институтом повышения квалификации работников образования и методическими центрами.

ФСУ-Эксперт  http://www.fsu-expert.ru

Информационный портал разработан в рамках государственного контракта «Формирование системы общественно-государственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации (ФСУ). На сайте можно найти список экспертных организаций Минобрнауки России для проведения экспертизы учебников и перечни учебных предметов, которые закреплены за экспертными организациями. Посетители ресурса могут оценить качество учебника по предложенным критериям, дать комментарии к поставленным оценкам, задать вопросы или высказать пожелания относительно качества какого-то отдельного учебника из Федерального перечня прямо на странице, которая представляет всю информацию об интересующем учебнике, используя для этого форму «Комментарии» внизу страницы учебника.

 

Чтение-21 http://www.chtenie-21.ru/

Портал разработан Фондом «Пушкинская библиотека» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Цель портала — мобилизовать общественное мнение и быть важным информационным каналом для государственных и общественных структур, профессионалов и любителей книги и чтения в период подготовки и проведения Года чтения в России.

Школьное расписание http://schedule.narod.ru

Личный сайт Николая Цигуро, посвященный проблеме автоматизации составления школьного расписания: ПО «Расписание-2000» и его обсуждение с разработчиками и заинтересованными лицами.

Школьные страницы http://schools.keldysh.ru

Веб-страницы московских школ и других общеобразовательных учреждений.

Школьный сектор http://school-sector.relarn.ru

Регулярно обновляемый информационный сайт о школьных сетевых проектах, конкурсах, грантах.

Школы в Интернет  http://schools.techno.ru

Страницы школ в Интренет: новости, интренет-технологии в образовании, полезные программы, проекты, конференции. Имеются обновляемые тексты учебников и методических книг.

Электронные образовательные ресурсы http://eor.edu.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Данный портал является окном доступа к центральному хранилищу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивая доступность и эффективность их использования для всех уровней и объектов системы образования РФ.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ И ПЕДАГОГОВ

 

Веселые картинки http://www.merrypictures.ru/

 Детский юмористический журнал. Рассчитан на детей от 4 до 10 лет. Журнал включает стихи и рассказы, настольные игры, комиксы, ребусы, шутки, загадки.

Вопросы информатизации образования http://npstoik.ru/vio/top

Научно-практический электронный альманах. Альманах имеет устойчивую целевую аудиторию с постоянной обратной связью. Ее основу составляют учителя и администраторы школы, методисты, учащиеся, а также студенты и преподаватели вузов. Авторами альманаха на сегодня являются работники образования из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Пскова, Магнитогорска, Новосибирска, Красноярска, а также Карелии, Эвенкии, Казахстана, Украины и др.

Горст http://www.gorst.net.ru/

Литературный журнал, представляющий собой сборник современной поэзии и прозы. Журнал призван способствовать авторам художественной литературы в поиске читательской аудитории, а также знакомству читателей с современной литературой.

Университетская книга  http://www.ubook.ru/magazine-hot.html

Журнал «Университетская книга» выходит ежемесячно с 1996 г. Освещает проблемы создания, издания и распространения учебной, научной и справочной литературы для высших и других профессиональных учебных заведений и научных учреждений. Электронная версия журнала.

Журнальный зал http://magazines.russ.ru/about/

«ЖЗ» является некоммерческим литературным интернет-проектом, представляющим деятельность русских толстых литературно-художественных и гуманитарных журналов, выходящих в России и за рубежом.

Знание. Понимание. Умение  http://www.zpu-journal.ru/

«Знание. Понимание. Умение» — информационный гуманитарный портал. Публикует научные статьи, материалы конференций, симпозиумов, «круглых столов», дискуссии по актуальным научным темам, информацию о научных мероприятиях, материалы научно-методического характера, рецензии, отчеты об исследованиях, переводы трудов зарубежных авторов и другие научные работы.

Костер http://www.kostyor.ru/redakcia.html

Ежемесячный литературно-художественный журнал для школьников. Журнал «Костер» предназначен для ребят 9-14 лет. Сегодняшний «Костер» — это полезное и увлекательное издание, интересное и детям, и их родителям. Цель журнала — привить детям вкус и любовь к художественной литературе, к творческому познанию мира вокруг нас.

Литературное радио http://litradio.ru

Первый радиопроект, в центре внимания которого находится современная русская литература. Целью Литературного радио является популяризация и информационная поддержка современной русскоязычной поэзии и прозы.

Литературная учёба  http://lych.ru/

Литературно-критический журнал, основанный в 1930 году. Основатель и первый главный редактор — М. Горький. Выходит шесть раз в год.

Мурзилка  http://www.murzilka.org/

 Популярный детский литературно-художественный журнал. Издаётся с мая 1924 года и адресован детям от 6 до 12 лет.

 

Общелит  http://www.obshelit.ru/

Международная русскоязычная литературная сеть: поэзия, проза, критика, литературоведение.

Первое сентября http://www.1september.ru/

Российское издательство учебной литературы и газет, посвященных образованию. Предоставляет информацию о способах подписки, имеет свой Интернет-магазин.

Первое сентябрягазета. http://ps.1september.ru/

Веб-сайт печатной и электронной версий газеты о школах и учителях России. Имеются архив и собственная поисковая система.

Преподавание истории в школе http://pish.ru/

Современный журнал для учителей истории и обществознания с богатыми традициями, издающийся с 1916 года. На страницах журнала вы познакомитесь с последними реформами в образовательной сфере, свежими методическими разработками, результатами новых научных исследований. Найдете ответы на волнующие вопросы: как готовить к ЕГЭ, как эффективнее использовать на уроке компьютерные технологии, какой учебник лучше, как улучшить результативность работы при постоянной нехватке времени, и многие другие.

Порт-Фолио http://www.port-folio.org/

Литературный альманах — это Интернет-альманах, бумажной версии он не имеет. Один выпуск Альманаха — это 12 произведений. Выпуски выходят приблизительно 1 раз в месяц и затем помещаются в архив.

Солнышко http://www.solnet.ee

Ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток. Проект начинался как ежемесячный виртуальный детский журнал, со временем превратился в ежедневный портал с эксклюзивным наполнением и своей целевой аудиторией. Детский журнал, выходит с марта 1999 года один раз в месяц только в интернете.

 

 

Юный натуралист http://www.unnaturalist.ru/

Иллюстрированный журнал для школьников о природе. Издается с 1928 года.

Юный техник http://www.utechnik.org/

Научно-популярный журнал для юношества. Издается с 1956 года.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ПО ПСИХОЛОГИИ

Генезис http://www.genesis.ru

Психологический центр «Генезис». Информация о работе центра, курсах, тренингах, учебных классах. Издательство «Генезис» и при нем виртуальная «Книжная лавка». Издательство выпускает методическую литературу для школьных психологов и учителей. На сайте располагаются тексты нового научно-популярного журнала «Педология / новый век».

Глоссарий психолого-педагогических терминов

http://bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html

Составитель — кандидат психологических наук, Колмогорова Л.С.

Псипортал http://psy.piter.com

Псипортал – «толица» сетевой психологии. Разделы: новости, библиотека, конференции и форумы, тестирование, ресурсы (в т.ч. по детской и педагогической психологии) и др.

Психология http://www.psychology.ru

Психология на русском языке. На сайте имеется библиотека психологической литературы, новости психологии, тесты, календарь событий и знаменательных дат, связанных с психологией, а также словарь персоналий «Кто есть кто в психологии».

Флогистон  http://www.flogiston.ru

Флогистон: Психология из первых рук. Координатор пректа — Константин Ефимов. Сайт для студентов, аспирантов, специалистов в области психологии, а также интересующихся психологией. Обширная психологическая библиотека(более 200 текстов),информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии.

Школьный психолог  http://psy.1september.ru

Приложение к газете «Первое сентября». Статьи по психологии, нормативные документы, литература для школьного психолога и др.

У каждого человека есть общие способности, которые помогают человеку адаптироваться в мире, получать, перерабатывать и хранить новую информацию, использовать социальный и практический опыт В практической деятельности. Что такое способности?

Это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.  

Это особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые нужно выработаны у человека.

Чем больше у ребенка развиты способности, тем проще ему справляться с различными задачами. Назовем эти  способности так:

Интеллект — некая жизненная способность адаптироваться, обнаруживающая себя в конкретных ситуациях по­знавательного контакта человека с миром и как  способность решать задачи на основе применения имеющих знаний.

Креативность — способность преобразовывать знания с участием воображения и  фантазии,   

Обучаемость — способность приобретать новые знания.

Каждый из вас наверняка задавал себе вопросы; «А у моего ребенка достаточно высокие способности, чтобы он хорошо учился, был успешным в жизни?». «Может быть, мой ребенок талантливый, ведь он так хорошо рисует, придумывает сказки?» «Могу я что-нибудь сделать для моего ребенка, чтобы развит о его способности'». Давайте поищем ответы вместе и подумаем, что можете и должны сделать для ребенка именно вы и никто другой. Чтобы развить у ребенка способности читайте с ребенком книги.

Значение книги в жизни человека огромно. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Опыт показывает: надо как можно раньше приобщить ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Сейчас много идет разговоров о том, что традиционная система оценок успеваемости школьников, т.е. пятибалльная система – изживает себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и т.д., как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности.

Есть дети, для которых книга – органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато возрастает процент тех, для кого чтение – тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. И большую помощь в этом вопросе могут и должны оказать родители, те, кто более всего заинтересован в качестве образования своих детей. Большое влияние на качество восприятия книги оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, неплодотворное. Плодотворным оно становится тогда, когда ребенок читает в силу интереса. Интерес – это единственный из всех мотивов, который поддерживает чтение во включенном режиме, т.е. обеспечивает влияние книги на читателя. Чтение, мотивированное любознательностью, интересом, особенно значимо, потому что становится для детей занятием приятным и желанным.

Для нас, как и для предыдущих поколений, книга была единственным источником знаний. Но времена изменились: современные технологии – от аудиоплееров до компьютеров – стремительно шагнули вперед, а дети – что удивительно! – быстро их освоили. Возникает вопрос: нужны ли ребенку книги? Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ. Что же мешает чтению детей? Просто сейчас детских развлечений стало гораздо больше.

Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?

  1. Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Читайте вместе с ребенком. Обсуждайте прочитанное. Выясняйте значение трудных или незнакомых слов. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
  4. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Используйте такой прием. На самом интересном месте остановитесь. Заинтригованный ребенок вынужден дочитать до конца, чтобы выяснить, что же произошло с героем. Или такой. Вы моете посуду, готовите ужин, а ребенок читает вслух.
  6. Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг.
  7. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним.
  8. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут, причем чтение должно быть обязательно вслух. Это сформирует у ребенка привычку ежедневного общения с книгой.
  9. Не нужно насиловать детей в этой первой работе по грамотности, но не следует поощрять и некоторую лень, возникающую в борьбе с трудностями.
  10. Покупая книгу в подарок, сделайте дарственную надпись добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Факты о пользе чтения

1. Чтение делает взгляд острее  Вы будете лучше понимать и видеть окружающий мир и людей, а самое главное, самого себя. Хорошую книгу обязательно прочитайте ещё раз – вы наверняка увидите там что-то новое.
2. Чтение сохраняет ваше физическое здоровье 
Складывать буквы в слова, слова в образы, осознавать то, что хотел выразить ими автор, и находить им собственное объяснение – это гимнастика для мозга. Без всякого риска получить травму!
3. Чтение положительно влияет на окружающую среду 
Если вы читаете книгу, значит, дерево из которого она изготовлена, было срублено не напрасно. Для чтения книг нет нужды тратить электричество или покупать батарейки, и при этом они легче ноутбука. Вы читаете, а значит, не можете вести машину и ходить по улицам, что ведёт к сокращению пробок и очередей.
4. Чтение научит вас общаться 
Ваши интересные замечания чудесным образом преобразят даже скучные разговоры о вчерашних спортивных событиях или телевизионной передаче. А ваш растущий талант рассказчика позволит вам с лёгкостью приписывать себе приключения вымышленных персонажей. Особенно большое впечатление это производит на людей, которые почти не читают.
5. Чтение помогает приятно проводить свободное время 
Вам никогда не надоест читать книги, потому что их – огромное множество, не хватит и нескольких жизней, чтобы прочитать всё. Придётся перепробовать много разных жанров, прежде чем вы найдёте книги, от которых действительно получаете удовольствие. Не сдавайтесь, пока не отыщете «свою» книгу, ведь она может изменить жизнь. 
6. Чтение дарует спокойствие  Родители, учителя и другие взрослые будут настолько рады видеть ребёнка читающим, что не станут лишний раз дёргать его.
7. Чтение помогает сконцентрироваться  Читать можно и под музыку, и во время занятий: читать и не обращать внимания на суету вокруг. Тренированный читатель без проблем может параллельно смотреть четыре передачи, всё время переключая каналы. При желании вы можете читать в транспорте.
8. Чтение хорошо сказывается на вашей фигуре Не бойтесь набрать лишние килограммы. Читающему человеку не требуется калорийная пища, чтобы справиться с тяготами скучной жизни. С книгой вы способны путешествовать так далеко, как только пожелаете, и воплощать самые фантастические мечты. Вас сложнее соблазнить попкорном: ведь «кино» уже идёт в вашей голове.
9. Чтение полезно для родителей  Наблюдая за тем, как ребёнок наслаждается книгой, взрослые тоже втягиваются в чтение, даже если они слишком заняты, чтобы читать. Взрослые будут благодарны ребёнку за вновь обретённое счастье.

Штейман А. Страсть к чтению // Библиотека в школе. – 2009. — № 19. – С.32-34.)

ПРОГРАММА 5 КЛАССА

Курсивом выделены дополнительные произведения для самостоятельного чтения

  1. В. А. Жуковский «Спящая царевна», «Кубок».
  2. А. С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
  3. А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители».
  4. В. М. Гаршин «Attalea Princeps», «Сказка о жабе и розе».
  5. М. Ю. Лермонтов «Бородино».
  6. Н. В. Гоголь «Заколдованное место», сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки»(на выбор).
  7. Н. А. Некрасов «Крестьянские дети».
  8. Д. В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик».
  9. И. С. Тургенев «Муму».
  10. Л. Н. Толстой «Кавказский пленник», «Севастопольские рассказы»(на выбор).
  11. Н. С. Лесков «Привидение в инженерном замке. Из кадетских воспоминаний»
  12. А. Н. Островский «Снегурочка»..
  13. А. П. Чехов «Хирургия», 3 – 4 юмористических рассказа.
  14. И. А. Бунин «Косцы».
  15. В. Г. Короленко «В дурном обществе».
  16. М. Горький «Дети Пармы». Из «Сказок об Италии».
  17. А. И. Куприн «Чудесный доктор».
  18. И. С. Соколов-Микитов «Зима».
  19. П. П. Бажов «Медной горы хозяйка», «Каменный цветок».
  20. К. Г. Паустовский «Тёплый хлеб», «Заячьи лапы».
  21. С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев».
  22. М. М. Пришвин «Моя родина».
  23. Е. И. Носов «Варька».
  24. А. П. Платонов «Никита».
  25. В. П. Астафьев «Васюткино озеро», «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка».
  26. Саша Чёрный «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон».
  27. Даниель Дефо «Робинзон Крузо».
  28. Х. К. Андерсен «Снежная королева».
  29. Жорж Санд «О чём говорят цветы».
  30. Марк Твен «Приключения Тома Сойера».
  31. Джек Лондон «Сказание о Кише».
  32. Р. Стивенсон «Вересковый мёд»
  33. Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо», «Журавль и цапля», «Солдатская шинель».
  34. Д.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно»

ПРОГРАММА 6 КЛАССА

Курсивом выделены обязательные для изучения произведения, которых нет в учебнике.

  1. А. С. Пушкин. «Дубровский». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»: «Барышня-крестьянка», «Выстрел».
  2. И. С. Тургенев. «Бежин луг»
  3. Н. В. Гоголь. «Старосветские помещики»
  4. Ф. М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке»
  5. Н. А. Некрасов. «Дедушка»
  6. Н. С. Лесков. «Левша», «Человек на часах»
  7. А. П. Чехов. «Пересолил», «Беззащитное существо», «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий»
  8. А. П. Платонов. «Неизвестный цветок»
  9. А. С. Грин. «Алые паруса»
  10. М. М. Пришвин. «Кладовая солнца», «Таинственный ящик», «Синий лапоть», «Лесная капель»
  11. А. А. Лиханов. «Последние холода»
  12. В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», «Деревья растут для всех»
  13. В. П. Распутин. «Уроки французского»
  14. Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»
  15. В. М. Шукшин. «Срезал», «Критики»
  16. К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»
  17. Мифы Древней Греции: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»
  18. Гомер. «Илиада» или «Одиссея» (в детском пересказе)
  19. М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (в детском пересказе)
  20. П. Мериме. «Маттео Фальконе»
  21. М. Твен. «Приключения Геккльберри Финна»
  22. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»
  23. К. С. Льюис «Лев, колдунья и платяной шкаф»

ПРОГРАММА 7 КЛАССА

Курсивом выделены дополнительные произведения для самостоятельного чтения

  1. Былины: «Вольга и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Василий Буслаев», «Садко».
  2. В. А. Жуковский. Рыцарь Тогенбург.
  3. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Станционный смотритель. Медный всадник. Скупой рыцарь. Полтава. Борис Годунов
  4. М. Ю. Лермонтов. Песня про…купца Калашникова.
  5. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба.
  6. И. С. Тургенев. Бирюк. Бурмистр.
  7. Н. А. Некрасов. Русские женщины (Княгиня Трубецкая). Саша.
  8. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Михайло Репнин.
  9. М. Е. Салтыков-Щедрин. Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил. Дикий помещик.
  10. Л. Н. Толстой. Детство.
  11. И. А. Бунин. Цифры. Лапти.
  12. А. П. Чехов. Хамелеон. Злоумышленник. Размазня.
  13. А. И. Куприн. Изумруд.
  14. М. Горький. Детство. Старуха Изергиль( Легенда о Данко).
  15. Л. Н. Андреев. Кусака. Ангелочек.
  16. А. П. Платонов. Юшка. В прекрасном и яростном мире.
  17. Теффи. Свои и чужие. Модный адвокат.
  18. В. П. Астафьев. Мальчик в белой рубашке.
  19. Ф. А. Абрамов. О чём плачут лошади.
  20. Е. И. Носов. Кукла. Живое пламя.
  21. Ю. П. Казаков. Тихое утро.
  22. В. М. Шукшин. Критики.
  23. Р. И. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  24. А. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
  25. В. С. Розов. В добрый час!
  26. М. Зощенко. Беда.
  27. О. Генри. Дары волхвов.
  28. Рей Бредбери. Каникулы. Всё лето в один день.
  29. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате.
  30. Э. По. Лягушонок.
  31. В. Гюго. Отверженные. Девяносто третий год.
  32. Д. Лондон. На берегах Сакраменто.

 ПРОГРАММА 8 КЛАССА

Курсивом выделены дополнительные произведения для самостоятельного чтения

  1. Д. И. Фонвизин. Недоросль (полностью)
  2. Н. М. Карамзин. Наталья, Боярская дочь.
  3. К. Ф. Рылеев. Смерть Ермака. Думы.
  4. А. С. Пушкин. История Пугачёва (отрывки). Капитанская дочка. Пиковая дама. Повести Белкина.
  5. М. Ю. Лермонтов. Мцыри. Маскарад.
  6. Н. В. Гоголь. Ревизор. Шинель.
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (отрывки).
  8. Н. С. Лесков. Старый гений.
  9. Л. Н. Толстой. После бала.
  10. А. П. Чехов. О любви.
  11. И. С. Тургенев. Певцы.
  12. И. А. Бунин. Кавказ.
  13. А. И. Куприн. Куст сирени.
  14. С. А. Есенин. Пугачёв.
  15. И. С. Шмелёв. Как я стал писателем.
  16. В. Г. Короленко. Мгновение.
  17. М. Горький. Старуха Изергиль.
  18. М. А. Волошин. Коктебель.
  19. А. Т. Аверченко. О шпаргалке.
  20. М. Зощенко. История болезни.
  21. Теффи. Жизнь и воротник.
  22. М. А. Осоргин. Пенсне.
  23. А. Т. Твардовский. Василий Тёркин. Тёркин на том свете.
  24. А. П. Платонов. Возвращение.
  25. В. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет. Ангел-хранитель.
  26. А. С. Грин. Бегущая по волнам.
  27. Н. Н. Дубов. Горе одному.
  28. Ч. Айтматов. Ранние журавли.
  29. Р. И. Фраерман. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви.
  30. А. Н. Рыбаков. Трилогия о Кроше.
  31. В. С. Розов. В добрый час!
  32. Л. С. Соболев. Морская душа.
  33. В. Ф. Тендряков. Весенние перевёртыши.
  34. У. Шекспир. Ромео и Джульетта. Двенадцатая ночь.
  35. Ж. Б. Мольер. Мещанин во дворянстве.
  36. Д. Свифт. Путешествия Гулливера.
  37. В. Скотт. Айвенго.
  38. П. Мериме. Таманго.
  39. Г. Уэллс. Война миров.
  40. Э. По. Золотой жук.

ПРОГРАММА 9 КЛАССА

Курсивом выделены дополнительные произведения для самостоятельного чтения

  1. «Слово о полку Игореве». «Повесть временных лет».
  2. Д. И. Фонвизин. «Бригадир».
  3. А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву».
  4. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза». «История государства Российского».
  5. В. А. Жуковский. «Светлана».
  6. А. С. Грибоедов. «Горе от ума».
  7. А. С. Пушкин. «Цыганы». «Евгений Онегин». «Моцарт и Сальери». «Борис Годунов». Маленькие трагедии.
  8. М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».
  9. Н. В. Гоголь. «Мёртвые души». «Петербургские повести».
  10. А. Н. Островский. «Бедность не порок».
  11. Ф. М. Достоевский. «Белые ночи».
  12. И. С. Тургенев. «Первая любовь».
  13. Л. Н. Толстой. «Отрочество». «Юность».
  14. А. П. Чехов. «Тоска». «Смерть чиновника».
  15. И. А. Бунин. «Тёмные аллеи». «Жизнь Арсеньева».
  16. М. Горький. «Мои университеты».
  17. М. А. Булгаков. «Собачье сердце».
  18. М. А. Шолохов. «Судьба человека».
  19. А. И. Солженицын. «Матрёнин двор».
  20. Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.
  21. Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера.
  22. Научная фантастика А. Р. Беляева, братьев Стругацких, К. Булычёва.
  23. Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.
  24. Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова.
  25. Данте Алигьери. «Божественная комедия» (Ад).
  26. У. Шекспир. «Гамлет».
  27. И. В. Гёте. «Фауст».
  28. Ж.-Б. Мольер. Комедии.
  29. О. де Бальзак. «Отец Горио». «Евгения Гранде».

ПРОГРАММА 10 КЛАССА 

  1. А. С. Пушкин. «Медный всадник»
  2. Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести»: «Шинель», «Портрет», «Невский проспект».
  3. И. А. Гончаров. «Обломов»
  4. А. Н. Островский. «Гроза»
  5. И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
  6. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»
  7. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
  8. Л. Н. Толстой. «Война и мир»
  9. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
  10. Н. С. Лесков. «Очарованный странник», «Тупейный художник», «Леди Макбет Мценского уезда»
  11. А. П. Чехов. «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч», «Вишнёвый сад»
  12. О. де Бальзак. «Гобсек»
  13. Ги де Мопассан. «Ожерелье»
  14. Г. Ибсен. «Кукольный дом»
  15. А. Рембо. «Пьяный корабль»

ПРОГРАММА 11 КЛАССА

  1. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»
  2. И. А. Бунин «Человек из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  3. А. И. Куприн «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет»
  4. М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне»
  5. М. А. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита»
  6. А. П. Платонов «Котлован»
  7. М. А. Шолохов «Тихий Дон»
  8. Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»
  9. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
  10. В. П. Астафьев «Царь-рыба»,
  11. В. Г. Распутин «Живи и помни», «Прощание с Матерой»
  12. Ю. В. Трифонов «Обмен»
  13. А. В. Вампилов «Утиная охота»
  14. Д. Б. Шоу «Пигмалион»
  15. Э. Хеменгуэй «Старик и море»
  16. Э. М. Ремарк «Три товарища»
  17. В. Быков «Сотников»
  18. Васильев «А зори здесь тихие»

класс

Предмет

Наименование учебника, автор(ы)

Год издания

Кол-во

Начальное общее образование

 

2

Русский язык

Русский язык 2 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Э.В.Якубовская, Н.В.Павлова. – 2-е изд.-М.: Просвещение

2016

3

2

Чтение

Чтение 2 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / С.Ю.Ильина. 8-е изд. СПб.– М.: Просвещение

2016

3

2

Математика

Математика 2 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.В Алышева. – М.: Просвещение

2016

4

2

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Окружающий мир 2 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / С.В.Кудрина.– М.: Просвещение

2015

2

3

Русский язык

Русский язык 3 кл: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение

2013

2016

2

1

3

Математика

Математика 3 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / В.В.Эк – М.: Просвещение

2013,

2016

1

1

3

Чтение

Чтение 3 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение

2016

1

3

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Окружающий мир 3 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / С.В.Кудрина.– М.: Просвещение

2015

1

3

Технология

Технология: ручной труд: 4 кл: Учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений. VIII  вида./ Л.А.Кузнецова.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»

2013

2

4

Русский язык

Русский язык 4 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.К. Аксёнова. – М.: Просвещение

2013

2016

3

1

4

Чтение

Чтение 4 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение

2013

2016

3

1

4

Математика

Математика 4 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / М.Н.Перова – М.: Просвещение

2013

2016

3

2

4

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Окружающий мир 4 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / С.В.Кудрина.– М.: Просвещение

2015

3

4

Технология

Технология: ручной труд: 4 кл: Учебник для специальных (коррекционных) образоват. учреждений. VIII  вида./ Л.А.Кузнецова.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение»

2013

3

 Основное общее образование

5

Русский язык

Русский язык 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение

 2016

3

5

Чтение

Чтение 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / З.Ф. Малышева. – М.: Просвещение

2016

3

5

Математика

Математика 5 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова. – М.: Просвещение

2016

3

6

Чтение

Чтение 6 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / И.М.Бгажнокова – М.: Просвещение

2016

3

6

Математика

Математика 6 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова. – М.: Просвещение

2016

3

6

География

География 6 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова – М.: Просвещение

2016

3

6

Биология

Биология. Неживая природа 6 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / А.И. Никишов – М.: Просвещение

2016

2

7

Русский язык

Русский язык 7 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение

2013

3

7

Технология

Технология. Швейное дело. 7 кл. :учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая .- М.: Просвещение

2013

2

9

Русский язык

Русский язык 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение

2013

5

9

Чтение

Чтение 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида / А.К. Аксенова. – М.: Просвещение

2013

5

9

История

История России 9  кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Б.П. Пузанов.- М.: Просвещение

2013

5

9

География

География 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Т.М. Лифанова. — М: Просвещение

2013

5

9

Математика

Математика 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / М.Н. Перова. – М.: Просвещение

2013

5

9

Биология

Биология. 9 кл. :учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежденийVIII вида / Е.Н. Соломина.– М.: Просвещение

2013

5

9

Технология.

Технология. Швейное дело. 9 кл.: учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида / Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая.– М.: Просвещение

2013

4